Это объясняется стабилизацией на внутреннем финансовом рынке, повышенными инфляционными рисками, особенно в краткосрочной перспективе, и неопределенностью в дальнейших событиях внешних условий. Сейчас ЦБ даже не говорит о возможном снижении ключевой ставки, при этом она может быть повышена, учитывая динамику инфляции, внешние риски и реакцию на них финансовых рынков.
Годовой темп роста цен составил 3,4% в сентябре — в первый месяц осени продовольственные товары подорожали сразу на 2,5%. К концу года годовая инфляция составит 3,8–4,2%, затем она временно ускорится под действием разовых факторов, достигнув пика в первом полугодии 2019 г., и составит 5,0–5,5% на конец следующего года. Годовая инфляция вернется к 4% в первой половине 2020 г.
Кроме того, бизнес сохраняет ценовые ожидания на повышенном уровне в связи с ослаблением рубля и предстоящим с 1 января повышением НДС. Сейчас российская экономика растет темпами, близкими к потенциальным. По оценке регулятора, в 2018 г. ВВП увеличится на 1,5–2%, а в 2019 г. темпы роста снизятся до 1,2–1,7%.
В 2019 году планируемое повышение НДС может оказать небольшое сдерживающее влияние на деловую активность (преимущественно в начале года).
Наибольшая неопределенность сохраняется в отношении первого квартала 2019 г., в том числе из-за роста НДС и санкций. К этому времени должна появиться ясность в части типа и характера новых санкций к РФ со стороны США.